Служба медиации
Информация о работе Службы медиации в ГБОУ лицее №329
Что такое служба медиации
Медиация – это способ разрешения проблем и конфликтов с помощью переговоров с участием нейтрального посредника (медиатора).
Базовыми принципами разрешения споров в медиации являются нейтральность, добровольность и конфиденциальность.
- Нейтральность – беспристрастность медиатора даёт возможность сторонам раскрыться, почувствовать доверие к процессу и работать в атмосфере сотрудничества. Медиатор не заинтересован в том или ином исходе проблемы, в которой он выступает посредником, не имеет финансовых или других отношений со сторонами помимо самого процесса, не даёт советов и не принимает решений. Задача медиатора – создать благоприятную атмосферу и организовать процесс достижения соглашения с учётом равноправия обеих сторон.
- конфликтующие стороны добровольно соглашаются на проведение медиации и так же, как медиатор, могут выйти из процесса до окончательного подписания соглашения, если совместное обсуждение покажется им бесполезным. Ответственность за принятое решение и его выполнение лежит на самих сторонах медиации.
- выражается во взаимной договорённости и сторон, и медиатора не разглашать всё, что происходило во время процесса (если только нет другой общей договорённости).
Вся технология медиации нацелена на достижение равенства между сторонами в процессе и удовлетворение интересов обеих сторон. Каждая из сторон имеет возможность контролировать процесс и влиять на него, а также имеет право выйти из него в любой момент, если у неё зародились сомнения в её эффективности и возможности удовлетворить свои интересы.
- человек, который ведёт саму процедуру медиации. Это эксперт по процессу, а не по его содержанию. Он помогает сторонам прояснить и расширить видение ситуации, понять и принять чувства друг друга, организует процесс выдвижения и обсуждения предложений, создаёт условия, чтобы прийти к финальному обоюдному соглашению.
Не все конфликты и споры следует решать с привлечением медиации.
Медиации предпочтительна, если:
- между вами и вашим оппонентом существуют продолжающиеся отношения;
- уже есть история трудностей в разрешении этого или предыдущих конфликтов между вами;
- продолжается плохое общение между вами в результате усугубления конфликта;
- очень разное восприятие сторонами того, что случилось;
- спорные вопросы сложны или содержат технические детали;
- в конфликте участвует больше двух сторон.
Если в ходе медиации не достигнуто соглашение, стороны могут обратиться или вернуться к судебной или другой процедуре (консультации, самостоятельным переговорам, обращению в администрацию или в другие инстанции), при этом они уже быстрее достигают лучшего понимания конфликта и своих интересов. Главное – желание обеих сторон договориться.
Для чего нужна служба медиации школе?
Основной целью создания службы школьной медиации (СШМ) является − создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки, что предполагает:
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса;
- сокращение количества конфликтов в школе;
- снижение деструктивного влияния конфликтов;
- снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- формирование условий для предотвращения неблагоприятных траекторий развития ребенка.
Служба школьной медиации полезна всем участникам образовательного процесса.
Педагогам и администрации:
- помогает конструктивно реагировать в ситуациях стресса, напряжения, конфликта;
- позволяет совершенствовать коммуникативную и конфликтологическуюкомпетентность;
- предупреждает синдром «эмоционального выгорания».
- позволяет урегулировать споры и конфликты независимо от возраста и социального статуса участников;
- транслирует уважение к личности каждого участника;
- способствует личностному росту, развивает эмпатию, учит осознанности и самоконтролю.
Родителям:
- даёт возможность быть спокойным за нахождение ребёнка в школе;
- позволяет более своевременно и продуктивно решать конфликты между детьми, другими родителями, с учителями и администрацией школы;
- оказывает поддержку при решении эмоционально значимых конфликтных ситуаций.
Функции специалиста СШМ:
- участвует как медиатор в разрешении конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательного процесса (ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель, родитель-родитель, учитель-учитель и т.п.);
- ведёт обучающие программы и семинары по коммуникативной компетенции, умению решать конфликты со всеми представителями школы;
- создаёт команду из учащихся средней и старшей школы, которая после прохождения обучения может помогать в разрешении конфликтов между самими учащимися.
Эффекты деятельности службы школьной медиации:
- Просветительский – распространяет идеи ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов.
- Развивающий – развивает навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.
- Воспитательный – воспитывает чувство ответственности, умение сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации. Способствует сплоченности коллектива, толерантности между всеми участниками образования.
- Профилактический – снижает количество прогулов, неуспеваемости, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» (и других дисфункциональных последствий конфликтов).
- Реабилитационный – восстанавливает разрушенные отношения, чувство доверия, самооценку, социальный статус.
- Общекультурный (гуманитарный) – способствует усвоению ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования.
Нормативно-правовые документы службы медиации
Концепция_Петербургские_перспективы_2020-2025_105-р_от_16.01.2020
Распоряжение о профилактики безнадзорности
Положение о СШМ ГБОУ лицея № 329_30.08.2018г.
Участие в мероприятиях
В период с 01.03.2024 по 31.03.2024 в соответствии с планами работы на март отдела образования и образовательных учреждений в лицее проходили мероприятия в рамках Месячника медиации.
С учащимися начальной школы (2 и 3 класс) проводились занятия, направленные на профилактику нарушений взаимоотношений с окружающими, на овладение базовыми коммуникативными умениями, на развитие эмоциональной сферы, умение взаимодействовать в команде: «Комплимент», «Командное дело», «Надо ли учиться дружбе».
Учащиеся средней школы (5 и 7 класс) расширили свои знания в области конфликтологии, познакомились с профессией медиатора, отработали навыки эффективной коммуникации в конфликтной ситуации и успешном разрешении конфликтов. С ними проводились отдельные занятия из проводимых в школе курсов «Юный медиатор» (5 класс) и «От общения – к медиации» (7-8 класс): «Что такое медиация», «Принципы грамотного общения в конфликте».
Полезная информация
Зачем нужно управлять конфликтом
Как вести себя с трудными людьми
Как люди ведут себя в конфликте
Как сбросить накал страстей в конфликте
Как слушать и слышать друг друга
Неконструктивное поведение детей в общении
Роль темперамента в возникновении конфликтов
Партнеры
Контакты служб медиации
Школьная служба медиации ГБОУ лицея №329:
Руководитель службы, педагог-психолог лицея – Березняк Елена Юрьевна
третий этаж, кабинет №313, e-mail [email protected], телефон 417-27-18
Городские службы медиации:
Служба медиации ГЦСП «Контакт»: https://profcenter.spb.ru/
747-29-51
Центр медиации СПбГУ: https://spbu.ru/ekspertnyy-universitet
363–68–28