Районный конкурс инновационных продуктов 2024
1. Наименование инновационного образовательного продукта, представляемого на Конкурс
Модель системы оценки индивидуальных и/ или групповых медиапроектов обучающихся
2. Автор/авторский коллектив:
Беляева Ольга Александровна, директор | |
Сизова Марина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО, Заслуженный учитель РФ | |
Зилинских Анна Васильевна, заместитель директора по УВР, Председатель Методического Совета | |
Привезенцева Татьяна Петровна, руководитель МО учителей гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы | |
Парамонов Павел Алексеевич, учитель географии, молодой специалист, аспирант |
3. Общее описание инновационного образовательного продукта: ключевые положения, глоссарий (не более 5 понятий).
Модель системы оценки индивидуальных и/ или групповых медиапроектов представляет собой распределенную модель на основе интеграции внутренней и внешней оценки и реализуется через совершенствование оценочной деятельности педагогов и оценочных компетенций обучающихся лицея на основе освоения технологии формирующего оценивания.
Модель служит для создания новых возможностей конструирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов творческой самореализации и профессионального самоопределения обучающихся. Результатом внедрения модели является - повышение уровня и качества презентации исследовательских, проектных, цифровых компетенций обучающихся через представление медиапродукта в рамках индивидуальной проектной деятельности в контексте требований ФГОС.
Внедрение модели системы оценки медиапроектов школьников направлено на совершенствование профессиональных навыков педагогов, поэтому целевая аудитория проекта определяется следующими участниками:
- заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР (формирование нормативно-правовых аспектов по оцениванию медиапроектов школьников);
- педагоги общеобразовательных учреждений (ДОО, НОО, ООО, СОО), педагоги образовательных учреждений дополнительного образования детей (развитие компетенций по оцениванию медиапроектов обучающихся);
- методисты (формирование методических рекомендаций по оцениванию медиапроектов школьников).
Цель — разработка и внедрение модели системы оценки и самооценки индивидуальных и/ или групповых медиапроектов обучающихся для создания новых возможностей конструирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов творческой самореализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи:
- формирование содержательных аспектов проекта системы оценки и самооценки индивидуальных и/ или групповых медиапроектов;
- разработка оценочных средств для оценки индивидуальных и групповых медиапроектов обучающихся;
- развитие компетенций педагогов по оцениванию индивидуальных и групповых медиапроектов обучающихся;
- формирование и совершенствование компетенций самооценки обучающихся по оцениванию индивидуальных и групповых медиапроектов;
- разработка методических рекомендаций по оцениванию индивидуальных и групповых медиапроектов обучающихся;
- повышение уровня и качества презентации исследовательских, проектных, цифровых компетенций обучающихся через представление медиапродукта в рамках индивидуальной проектной деятельности в контексте требований ФГОС.
Глоссарий
Медиа — (от лат. «media» – средство) – комплексное средство освоения человеком окружающего мира, а также это устоявшееся обозначение для средств коммуникации или чего-либо, относящегося к ним.
Медиапроект - это проект, ориентированный на решение актуальной потребности, выполненный с помощью технических средств медиа с целью воспроизводства и тиражирования для функционирования в социуме.
Медиапроект в образовании — исследовательская работа учащихся, выполненная с помощью мультимедийных технологий.
Медиаграмотность — грамотность в области восприятия, понимания, интерпретации информации из СМИ. Цель формирования медиаграмотности – медиакультура. Если рассматривать процесс шире – информационная культура и грамотность. Чтобы сформировать информационную грамотность, развивайте критическое мышление. Критическое мышление – это не только критическое восприятие информации, но и ее многосторонний анализ.
Технология формирующего оценивания — это педагогическая технология, основанная на связи оценки педагога и самооценки ученика, для того чтобы ученик сам определял дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов. Оно называется формирующим, потому что предполагает не только самооценку, но и глубокий самоанализ с целью выявления дефицитов и определения индивидуальной траектории саморазвития.
Технология: 1) постановка образовательной цели и перевод её в измеряемые планируемые результаты деятельности ученика (критерии оценки деятельности); 2) оценивание деятельности обучающегося по критериям; 3) постоянная обратная связь между субъектами процесса обучения (учитель-ученик, ученик-ученик); 4) сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений; 5) коррекция образовательного маршрута обучающегося.
Проектная деятельность - целенаправленно организованная работа творческих групп педагогов и школьников по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
4. Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации.
Номинация: Инновации в области работы с одаренными детьми
Современный мир трудно представить без «медиа»-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет). Начиная разработку модели системы оценки медиапроетов обучающихся, мы отталкивались от необходимости целенаправленной подготовки молодого поколения к жизни в условиях развивающегося информационного общества. На сегодняшний день эта подготовка тесно связана с освоением способов получения и передачи информации, развитием критического мышления с целью анализа контента средств массовой информации. Все перечисленное входит в понятия «медиаграмотности» и «медиакомпетентности».
В лицее 329 реализуется проект «МедиаБУМ-329», цель которого — это создание в школе технически оснащенной, информационно ориентированной образовательной медиасреды, которая способствует освоению обучающимися навыков, необходимых для выбора сферы профессиональной деятельности и самореализации в современном обществе. В рамках проекта «Медиакласс» основное внимание, во-первых, направлено на реализацию проектной и исследовательской деятельности, на разработку и реализацию индивидуальных и/ или групповых медиапроектов, во-вторых, на подготовку педагогов к работе в условиях разработки и реализации школьниками мультимедийных творческих проектов.
Результатом внедрения модели является - повышение уровня и качества презентации исследовательских, проектных, цифровых компетенций обучающихся через представление медиапродукта в рамках индивидуальной проектной деятельности в контексте требований ФГОС, именно поэтому наш продукт будет востребован в области работы с одаренными детьми.
5. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного образовательного продукта.
Кадровый состав. Укомплектованность педагогическими кадрами составляет 100 %. Лицей располагает высококвалифицированными педагогами, обеспечивающими образование на различных ступенях обучения в соответствии с требованиями Федерального Закона и статуса лицея. Образовательные отношения осуществляется учителями-профессионалами.
По квалификационным категориям: высшая – 30, первая – 21. В числе педагогов лицея: Заслуженный учитель России -1, Почетный работник общего образования РФ - 5, Отличник народного просвещения -1, Отличник физкультуры и спорта - 1, Почетная грамота Министерства и образования РФ - 8, кандидат педагогических наук - 3, кандидат физико-математических наук -1, кандидат философских наук – 1, кандидат исторических наук — 1, Отличник профессионально-технического образования РСФСР -1, медаль «За творческий вклад в науку, культуру и образование России» – 2; 5 педагогов лицея являются экспертами при проверке работ ГИА. 2 педагога являются методистами ГБУ ИМЦ Невского района.
Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности, о чём свидетельствуют результаты анализа образования и аттестации педагогических кадров школы. Педагогам лицея предоставляется возможность повышать свою квалификацию. За последние три года курсовую подготовку педагоги проходили в ИМЦ Невского района, СПб АППО; СПБ ЦОКОиИТ. В настоящее время в лицее особое внимание уделяется информатизации образования, каждый педагог лицея владеет навыками компьютерной грамотности на уровне пользователя. Администрация школы уделяет этому вопросу большое внимание. Педагоги школы проявляют интерес к инновационной деятельности и активно повышают свою профессиональную квалификацию, осваивают новые информационные технологии.
6. Технология внедрения инновационного образовательного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?
В рамках внедрения модели основное внимание уделяется повышению профессиональных компетенций педагогов по оцениванию индивидуальных и/ или групповых проектов обучающихся, что, в конечном итоге, повышает качество проектной и исследовательской деятельности на основе конвергентного подхода в организации учебной и внеучебной деятельности, направлено на разработку и реализацию индивидуальных и/ или групповых медиапроектов, что способствует формированию интереса к профессиям, востребованным обществом и современным производством, что приближает школьную образовательную среду к реальной жизни.
При внедрении инновационного продукта будут учтены следующие проблемные факторы:
- необходимость внесения изменений в оценочные средства индивидуальных и групповых медиа проектов школьников;
- необходимость повышения уровня профессионализма педагогического коллектива при персонифицированном сопровождении индивидуальных и групповых медиапроектов школьников;
- необходимость в новых механизмах персонифицированного сопровождения обучающегося, вызванная ярко выраженной его потребностью в личностном самовыражении, карьерном проектировании и профессиональном самоопределении.
Ожидаемые результаты:
1. Создание условий для конструирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов профессионального самоопределения обучающихся образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия в соответствии с перспективными задачами экономики Санкт-Петербурга.
2. Повышение уровня исследовательских, проектных, цифровых компетенций и «гибких» навыков обучающихся образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия в соответствии с современными тенденциями, в том числе, повышение уровня навыков разработать и защитить индивидуальный проект в форме медиапродукта в рамках индивидуальной проектной деятельности в контексте требований ФГОС.
3. Повышение уровня оценочной деятельности педагогов образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия.
Механизм внедрения инновационного продукта:
7. Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга, национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации.
При разработке продукта акцент был сделан на общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законе Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», Указе Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» от 6 апреля 2006 г. N 325 (с изменениями от 29 февраля 2008 г. N 283), Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02 г. № 2783, Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями), Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
В целом ориентирован на решение следующих стратегических задач развития петербургской системы образования в соответствии со стратегическими линиями системы образования Невского района Санкт-Петербурга:
«Образование. IT. Качество», что предполагает развитие в рамках федеральных проектов национального проекта «Образования» «Современная школа», «Цифровая образовательная среда».
«Педагог. Ступени РОСТА*» (*Развитие Образование Сотворчество Талант Активность), которая ориентирована на развитие в рамках федерального проекта национального проекта «Образования» «Учитель будущего».
«Личность. Лидерство. Успех» - развитие в рамках федеральных проектов национального проекта «Образования» «Успех каждого ребенка» «Социальные лифты для каждого» «Социальная активность», федерального проекта национального проекта «Культура» «Творческие люди».
Работа в соответствии с этими ориентирами предполагает ориентацию содержания образования на соответствие новым федеральным образовательным стандартам, новые модели организации образовательного пространства;
«Неформальное образование», что предполагает усиление акцентов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи; поиск, выращивание и сопровождение одаренных детей;
«Равные и разные», что решает проблемы создания равных условий получения качественного образования каждым ребенком при разных стартовых возможностях; «Здоровье в школе», что предполагает создание комфортной образовательной среды через использование здоровье сберегающих технологий;
«Открытая школа», позволяющая реализовывать образовательно-воспитательные задачи с привлечением представителей социокультурного окружения.
Инновационный продукт напрямую связан с проектами Программы развития системы образования Невского района:
«Школа качества» — в рамках внедрения инновационного продукта подразумевается разработка и критериальной базы оценочных средств медиапроектов обучающихся на всех уровнях образования (дошкольное ОО, начальное ОО, основное ОО, среднее ОО).
«Школа для учителя» — повышение уровня деятельности педагогов по оцениванию индивидуальных и групповых медиапроектов обучающихся на основе технологии формирующего оценивания.
«Школа возможностей» — совершенствование оценочных компетенций обучающихся на основе освоения технологии формирующего оценивания.8. Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления.
Предлагаемый нами инновационный продукт будет востребован в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга как соответствующий потребностям общества и представляющий собой законченную систему оценивания медапроектов обучающихся.
8. Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления.
ГБОУ лицей № 329 Невского района Санкт-Петербурга на протяжении длительного времени сотрудничает со всеми службами и организациями Невского района, оказывающими методическую, психолого-социальную помощь и поддержку учащимся и педагогам: ИМЦ, ЦППМС Невского района Санкт-Петербурга. Ведется активное сотрудничество с кафедрой основного и среднего общего образования СПб АППО имени К.Д. Ушинского, с кафедрой филологии РГПУ имени А.И. Герцена.
Лицей состоит в партнерских отношениях с образовательными учреждениями других районов города, Ленинградской области и ГУО «Гимназия № 2 г. Волковыска» республики Беларусь, а также ОК «Илим» г. Бишкек Киргизской республики, а также расширяет социальное партнерство с организациями и предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере медиа (Ассоциация специалистов медиаобразования, студия-продакшн «А“Реал»).
Следует отметить следующие положительные результаты создания партнерских отношений:
- расширение межведомственных связей, с целью привлечения социальных партнеров к воспитательной и образовательной деятельности;
- расширение образовательного и информационного пространства для учащихся, их родителей и педагогов: наличие тематических информационных блоков на сайте учреждения, проведение совместных педагогических советов и родительских собраний с привлечением квалифицированных научных работников и специалистов социальных служб;
- создание эффективной образовательной среды по выполнению обучающимися индивидуальных и/или медиапроектов.
Многолетний опыт подготовки и проведения ОЭР (на базе лицея было открыто последовательно две опытно-экспериментальные площадки), опыт инновационной деятельности, кадровый потенциал, разнообразные формы профессионального сотрудничества позволяют уверенно прогнозировать успешность внедрения данного продукта, значимого не только для школы, но и региональной системы образования в целом.
Внутренние факторы, влияющие на возможность проведения научно-методической работы
Факторы внутренней среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Кадры |
- Сложившийся стабильный, высоко -квалифицированный педагогический коллектив; |
Увеличение количества документации, сопровождающей образовательную деятельность; недостаточность временных ресурсов у педагогов для освоения новых педагогических технологий, разработки новых методик. |
Учащиеся |
- Положительная динамика результатов выполнения и презентации обучающимися медиапроектов; |
Преобладание в мотивации учащихся и их родителей установки на результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ, ослабление внимания к морально-этическим основам личности, социокультурному развитию. |
Родители |
- Готовность большинства родителей влиять на создание воспитывающей среды, что подтверждается результатами ежегодного анкетирования и опроса родителей |
Недостаточное количество мероприятий (в т.ч. в интерактивной форме) для привлечения внимания родительской общественности к проблемам образования и воспитания. |
Информационное обеспечение |
- Наличие и систематическая поддержка сайта образовательного учреждения; |
- Отсутствие системности в обеспечении ОУ программными продуктами. |
Материально-техническое обеспечение |
- Наличие исходной МТБ для внедрения инновационного продукта; |
Ограниченные возможности демонстрации в хорошем качестве учебных материалов и аудио- и видео- ресурсов. |
Управление |
- Наличие органов государственно-общественного управления (Педагогический Совет) существующая система управления инновационной деятельностью в ОО; |
Недостаточная мотивация педагогов к использованию инновационных технологий для взаимодействия с общественностью. |
Факторы внешней среды, влияющие на возможность проведения научно-методической работы
Факторы внешней среды |
Благоприятные возможности |
Потенциальные угрозы |
Развитие форм профессионального взаимодействия |
- Поддержка со стороны органов управления образованием для развития профессионального и социального партнерства. - Отлаженные схемы взаимодействия с социальными партнерами (родительская общественность, СПБ АППО, ИМЦ Невского района, школы-партнеры). |
Сокращение возможностей материальной поддержки научно-методической деятельности ОУ. |
Социокультурные тенденции |
- Заинтересованность социума, родительской общественности в качественном доступном образовании, способствующем личностному самоопределению и социализации воспитанников. - ГБОУ лицей № 329 на протяжении длительного времени сотрудничает со всеми службами и организациями района, оказывающими методическую, психолого-социальную помощь и поддержку учащимся и педагогам. |
Пассивность отдельных педагогов в вопросах расширения социо-культурного пространства, необходимого для активизации воспитательной деятельности. |
Возможности |
Угрозы |
- разработка и публикация методических материалов совместно с социальными партнерами; - привлечение к исследованиям и апробации методических решений коллективы школ-партнеров |
- финансовые (дефицит требуемых средств); - кадровые (отток кадров требуемой квалификации); - технические (отказ оборудования). |
Таким образом, проблемно-ориентированный анализ выявил возможности внедрения инновационного продукта в работу ГБОУ лицея № 329 и показал, что эффективность его внедрения во многом будет зависеть от работы с кадрами образовательного учреждения, взаимодействия с обучающимися и социальными партнерами.
В этой связи, коллектив лицея должен стремиться к тому, чтобы минимизировать риски и угрозы внешних и внутренних факторов и максимально использовать имеющиеся возможности:
- мотивированность и компетентность педагогического коллектива;
- возможности расширения образовательной и воспитательной среды учреждения;
- наличие системы повышения квалификации педагогов, возможности профессионального общения, совместного решения возникающих проблем, взаимопомощи;
- организация профессиональной помощи и поддержки со стороны органов системы образования района;
- организация взаимодействия с социальными партнерами и родителями.
9. Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта, включая аналоговый анализ, содержащий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому продукту (например, по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию и т.п.), сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом, выводы (с указанием отличий продукта от аналогов).
Представляя инновационный продукт лицея № 329, следует проанализировать черты, которые сближают и разделяют опыт нашей школы и других образовательных организаций.
В первую очередь, следует отметить, что сегодня использование медиаресурсов в школьной практике – это общий тренд. Школами создается видеоконтент для проведения массовых мероприятий, знакомства родителей и общественности с образовательным потенциалом школы, - то, что сейчас принято называть «визиткой школы». В последнее время медиаресурсы все чаще стали использоваться в проектной деятельности. Медиапроект как форма достижения метапредметных результатов становится все более популярным. Школьники старших классов с большим успехом вовлекаются в проектную деятельность, связанную с созданием видео.
В нашем случае медиапроекты школьников направлены не вообще на проектную деятельность, а на создание видеоконтента, связанного с профессиональной ориентацией подростков. Нам важно, чтобы в процессе работы над проектом обучающиеся поразмышляли о выборе профессии, о перспективах своего жизненного пути. Вторая черта нашего образовательного проекта – это включение в разработку материалов, помогающих учителю в работе с медиаресурсами и в том числе, создающих базу для объективного оценивания школьных проектов, имеющих в своей основе мультимедийную основу.
Педагогический опыт, на который мы ориентировались, создавая модель нашего образовательного проекта.
Во-первых, известная в нашем городе (в 2024 г. проводится в 9-й раз) Дистанционная олимпиада по истории и культуре Санкт-Петербурга (с международным и региональным участием), организатором которой является СПб АППО: https://distolympspb-2024.tilda.ws Это тематическая олимпиада (каждый год тема меняется, но остается ведущее направление – история и культура СПб).
В рамках этой олимпиады проводится конкурс творческих мультимедийных работ участников, но без использования возможностей и технологий проектной деятельности. В рамках олимпиады также не проводится подготовка педагогов к работе с обучающимися, создающими медиапродукт.
Не повторяя смысловой концепт олимпиады, мы сформулировали собственную цель – профессиональная ориентация школьников посредством освоения медиаресурсов в ходе проектной деятельности. В работе коллег нас, в первую очередь, интересовали возможности критериального оценивания метапредметных результатов.
Второй педагогический опыт, который привлек наше внимание - это разработки СПб Гуманитарного университета профсоюзов. Сразу отметим, что и в этом случае коллеги не затрагивали технологии проектной деятельности. В большей степени – это технологии конкурсных работ. На протяжении нескольких лет университет работал над проектом «Наследники академика Д.С. Лихачева: университет – учителю, учитель – ученику». Все материалы выложены в свободном доступе на сайте Университета: https://www.lihachev.ru/proekt-nasledniki-likhacheva
Цель проекта - приобщение старшеклассников к традиционным ценностям российского общества через изучение творческого наследия выдающегося гуманиста ХХ века академика Д. С. Лихачева, осмысление его идей в контексте современности в ходе создания творческих мультимедийных работ.
В работе коллег из ГУП нас заинтересовали подходы к образовательным возможностям мультимедийной среды. Так, например, в работе со школьниками используются разные форматы: как дистанционные, так и «живые». Это лекции в удаленном формате, актуальные тексты, выложенные на сайте, видеоролики, вебинары, личные встречи, экскурсии и т.д. В области оценивания результатов конкурсной деятельности, первую очередь, следует отметить важную для нас позицию: разработчики идеи подчеркивают, что многие видеоматериалы сделаны школьниками, которые не являются специалистами в области создания тематического видео, поэтому экспертам рекомендуется в своих оценках ориентироваться на возрастной критерий.
Особый интерес вызвали методические разработки СПб ГУП для педагогов. К сожалению, сегодня не так часто встречаются методические подборки, которые на хорошем профессиональном уровне позволяют педагогу освоиться в мире мультимедийных технологий. СПб ГУП создал методически полезный материал, который, в случае необходимости, можно взять за основу собственных разработок.
Используя н стартовом этапе опыт наших коллег, мы двигаемся в собственном направлении.
Во-первых, направляем творческую и образовательную инициативу школьников на развитие цифровых навыков и осмысление перспектив собственной профессиональной деятельности.
И во-вторых, разрабатываем основу для подготовки педагогов к работе с обучающимися, создающими школьные текущие и итоговые проекты в формате медиаконтента; готовим критериальную базу для комплексного оценивания медиапроектов школьников.
10. Презентация инновационного образовательного продукта (видео или презентация Power Point)