Функциональная грамотность
Содержание раздела
- Российская электронная школа
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Единое содержание общего образования
- Федеральный банк заданий по функциональной грамотности
- Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 15.09.2021 А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности» - Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Региональный уровень
Районный уровень
Школьный уровень
Ответственный в лицее за организацию и проведение работ по оценке функциональной грамотности — Рязанова Наталья Владимировна, заместитель директора лицея по УВР, 417-27-21
Информационные материалы по финансовой грамотности, предоставленные Центральным банком Российской Федерации:
Печатные материалы: https://disk.yandex.ru/d/ynZq7kYUOkoxTQ
Ролики https://disk.yandex.ru/d/etucFvPUxHe89g
https://disk.yandex.ru/d/Uzh_3RJ3tDLPDQ
Методические материалы
- Примеры открытых заданий по естественно-научной грамотности PISA
- Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA
С банком заданий можно познакомиться, перейдя по ссылке на страницу Института стратегии развития образования.
Полезные материалы по функциональной грамотности