Федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598.
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Некоторые задачи стандарта:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм получения образования обучающимися с учётом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учётом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Стандарт устанавливает сроки освоения программ от четырёх до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учётом их особых образовательных потребностей.
Полезные ссылки
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 № 1598
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы" №723н от 15.10.2015 года
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. № 528н “Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм”
- Письмо Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» №07-818 от 20.02.2017
Региональный уровень
- Распоряжение Комитета по образованию «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Санкт-Петербурге» от 29.05.2015 № 2625-р
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга "Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)" №03-20-322/16-0-0 от 04.02.2016 года
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга "Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)" №03-20-321/16-0-0 от 04.02.2016 года
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации инструктирования специалистов государственных образовательных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» №1090-р от 08.04.2016 года
- Инструктивно-методическое письмо "Об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования" №03-28-3907/17-0-0 от 11.07.2017 года
Районный уровень
Школьный уровень
В ГБОУ лицее №329 не реализуются адаптированные образовательные программы, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики.
- Перечень общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-и
- Перечень дошкольных образовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов
- Инклюзивное образование, в том числе с поддержкой в ресурсном классе
- Организация работы по реализации психолого педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) ИПРА