Перейти к содержимому страницы

Служба медиации

Информация о работе Службы медиации в ГБОУ лицее №329

Что такое служба медиации

Медиация – это способ разрешения проблем и конфликтов с помощью переговоров с участием нейтрального посредника (медиатора).

Базовыми принципами разрешения споров в медиации являются нейтральность,  добровольность и конфиденциальность.

  • Нейтральность – беспристрастность медиатора даёт возможность сторонам раскрыться, почувствовать доверие к процессу и работать в атмосфере сотрудничества. Медиатор не заинтересован в том или ином исходе проблемы, в которой он выступает посредником, не имеет финансовых или других отношений со сторонами  помимо самого процесса, не даёт советов и не принимает решений. Задача медиатора – создать благоприятную атмосферу и организовать процесс достижения соглашения с учётом равноправия обеих сторон.
  • конфликтующие стороны добровольно соглашаются на проведение медиации и так же, как медиатор, могут выйти из процесса до окончательного подписания соглашения, если совместное обсуждение покажется им бесполезным. Ответственность за принятое решение и его выполнение лежит на самих сторонах медиации.
  • выражается во взаимной договорённости и сторон, и медиатора не разглашать всё, что происходило во время процесса (если только нет другой общей договорённости).

Вся технология медиации нацелена на достижение равенства между сторонами в процессе и удовлетворение интересов обеих сторон. Каждая из сторон имеет возможность контролировать процесс и влиять на него, а также имеет право выйти из него в любой момент, если у неё зародились сомнения в её эффективности и возможности удовлетворить свои интересы.

  •  человек, который ведёт саму процедуру медиации. Это эксперт по процессу, а не по его содержанию. Он помогает сторонам прояснить и расширить видение ситуации, понять и принять чувства друг друга, организует процесс выдвижения и обсуждения предложений, создаёт условия, чтобы прийти к финальному обоюдному соглашению.

Не все конфликты и споры следует решать с привлечением медиации.

Медиации предпочтительна, если:

  • между вами и вашим оппонентом существуют продолжающиеся отношения;
  • уже есть история трудностей в разрешении этого или предыдущих конфликтов между вами;
  • продолжается плохое общение между вами в результате усугубления конфликта;
  • очень разное восприятие сторонами того, что случилось;
  • спорные вопросы сложны или содержат технические детали;
  • в конфликте участвует больше двух сторон.

Если в ходе медиации не достигнуто соглашение, стороны могут обратиться или вернуться к судебной или другой процедуре (консультации, самостоятельным переговорам, обращению в администрацию или в другие инстанции), при этом они уже быстрее достигают лучшего понимания конфликта и своих интересов. Главное – желание обеих сторон договориться.

Для чего нужна служба медиации школе?

Основной целью создания службы школьной медиации (СШМ) являетсясоздание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки, что предполагает:

  • повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса;
  • сокращение количества конфликтов в школе;
  • снижение деструктивного влияния конфликтов;
  • снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
  • формирование условий для предотвращения неблагоприятных траекторий развития ребенка.

Служба школьной медиации полезна всем участникам образовательного процесса.

Педагогам и администрации:

  • помогает конструктивно реагировать в ситуациях стресса, напряжения, конфликта;
  • позволяет совершенствовать коммуникативную и конфликтологическуюкомпетентность;
  • предупреждает синдром  «эмоционального выгорания».
Учащимся:
  • позволяет  урегулировать споры и конфликты независимо от  возраста и социального статуса участников;
  • транслирует уважение к личности каждого участника;
  • способствует личностному росту, развивает эмпатию, учит осознанности и самоконтролю.

Родителям:

  • даёт возможность быть спокойным за нахождение ребёнка в школе;
  • позволяет более своевременно и продуктивно решать конфликты между детьми, другими родителями, с учителями и администрацией школы;
  • оказывает поддержку при решении эмоционально значимых конфликтных ситуаций.

Функции специалиста СШМ:

  • участвует как медиатор в разрешении конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательного процесса (ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель, родитель-родитель, учитель-учитель и т.п.);
  • ведёт обучающие программы и семинары по коммуникативной компетенции, умению решать конфликты со всеми представителями школы;
  • создаёт команду из учащихся средней и старшей школы, которая после прохождения обучения может помогать в разрешении конфликтов между самими учащимися.

Эффекты деятельности  службы школьной медиации:

  • Просветительский – распространяет идеи ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов.
  • Развивающий –  развивает навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.
  • Воспитательный – воспитывает чувство ответственности, умение сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации. Способствует сплоченности коллектива, толерантности между всеми участниками образования.
  • Профилактический – снижает количество прогулов, неуспеваемости, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» (и других дисфункциональных последствий конфликтов).
  • Реабилитационный – восстанавливает разрушенные отношения, чувство доверия, самооценку, социальный статус.
  • Общекультурный (гуманитарный) – способствует усвоению ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования.

Нормативно-правовые документы службы медиации

Стратегия развития воспитания

Концепция_Петербургские_перспективы_2020-2025_105-р_от_16.01.2020

Распоряжение о профилактики безнадзорности

Концепция развития СМШ

Положение о СШМ ГБОУ лицея № 329_30.08.2018г.

Реализуемые программы


Участие в мероприятиях

В период с 01.03.2024 по 31.03.2024 в соответствии с планами работы на март отдела образования и образовательных учреждений в лицее проходили мероприятия в рамках Месячника медиации.

С учащимися начальной школы (2 и 3 класс) проводились занятия, направленные на профилактику нарушений взаимоотношений с окружающими, на овладение базовыми коммуникативными умениями, на развитие эмоциональной сферы, умение взаимодействовать в команде: «Комплимент», «Командное дело», «Надо ли учиться дружбе».

Учащиеся средней школы (5 и 7 класс) расширили свои знания в области конфликтологии, познакомились с профессией медиатора, отработали навыки эффективной коммуникации в конфликтной ситуации и успешном разрешении конфликтов. С ними проводились отдельные занятия из проводимых в школе курсов «Юный медиатор» (5 класс) и «От общения – к медиации» (7-8 класс): «Что такое медиация», «Принципы грамотного общения в конфликте».


Полезная информация

Зачем нужно управлять конфликтом

Как вести себя с трудными людьми

Как люди ведут себя в конфликте

Как сбросить накал страстей в конфликте

Как слушать и слышать друг друга

Неконструктивное поведение детей в общении

Роль темперамента в возникновении конфликтов

Партнеры

Контакты служб медиации

Школьная служба медиации ГБОУ лицея №329:

Руководитель службы, педагог-психолог лицея – Березняк Елена Юрьевна

третий этаж, кабинет №313, e-mail [email protected], телефон 417-27-18

Разговор с психологом

Городские службы медиации:

Служба медиации ГЦСП «Контакт»:       https://profcenter.spb.ru/

[email protected],

747-29-51

Центр медиации СПбГУ:    https://spbu.ru/ekspertnyy-universitet

[email protected],

363–68–28