Перейти к содержимому страницы

XVIII Городской фестиваль «Использование ИТ в образовательной деятельности»

ЦИФРОВАЯ ШКОЛА: ТЕРРИТОРИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 
(модель организации интерактивного взаимодействия и формирования цифровых компетентностей всех участников образовательных отношений)

 

Беляева Ольга Александровна,
директор, учитель истории

Зилинских Анна Васильевна,
заместитель директора по УВР (информатика)

 

На конкурс представлена модель «Цифровая школа: территория возможностей», которая реализует в лицее систему организации интерактивного взаимодействия и формирования цифровых компетентностей всех участников образовательных отношений (Конкурсная работа в формате docxКонкурсная работа в формате pdf).

Приложения к проекту:

1) Учебно-методическое пособие «Современные формы и методы организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (педагоги - учащиеся - родители) с помощью информационных и телекоммуникационных технологий»

2) Учебно-методическое пособие «Технология интерактивных проектов как новая форма взаимодействия между образовательными организациями в рамках международного и межрегионального сотрудничества»

3) «Виртуальный музей «Истоки, прошлое, настоящее, будущее»

1. Основные дидактические цели проекта:

  • формирование у обучающихся навыков жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики;
  • формирование и развитие навыков функциональной грамотности у обучающихся к решению конкретных типов задач профессиональной деятельности (в рамках определенной профессии / трудовой функции);
  • формирование у учащихся модели поведения, основанной на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею, создания и обмена цифровым контентом, коллективного решения проблем, эффективной и творческой самореализации в обучение, работе и социальной деятельности в целом;
  • представление обучающимися и педагогами продуктов исследовательской, краеведческой и проектной работы с применением ИКТ;
  • формирование у педагогов навыков эффективного использования новых методов обучения и воспитания, основанных на интеграции образовательных технологий и инновационных цифровых технологий;
  • реализация системы интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений с целью вовлечения родителей обучающихся в образовательный процесс.

2. Образовательный процесс

Выстраивая систему взаимодействия с участниками образовательного процесса, педагогический коллектив лицея при планировании форм и методов работы остановил свой выбор на дистанционных технологиях.

Сделаем акцент на то, что организация интегративной и целенаправленной воспитательной работы в дистанционном формате на основе применения современных цифровых технологий не является массовым явлением, в отличие от дистанционного обучения.

Дистанционные образовательные технологии – это особые методы и способы осуществления педагогической деятельности, предполагающие, что взаимодействие педагога и ребенка будет частично опосредованным. Именно это отсутствие прямого контакта больше всего беспокоит педагогов и родителей обучающихся, которые понимают, что помехой эффективному дистанционному взаимодействию часто бывает недостаточная мотивация обучающихся. Школьник, удаленный от педагога, может надолго отвлекаться и даже выключиться из воспитательного процесса. 

При отсутствии наставника далеко не все обучающиеся могут (в силу возраста) грамотно организовать свою работу. Кроме этого, обучающийся может столкнуться с различными техническими сложностями: медленной скоростью Интернета, сбоями в сети, ограниченностью умений взаимодействия с современными гаджетами и пр. Но более всего взрослых волнует вопрос: не помешает ли искусственно созданная дистанция нравственному и интеллектуальному развитию личности ребенка

Вот почему в нашем лицее мы обратили внимание на те аспекты применения дистанционных образовательных технологий, которые предполагают максимальную интерактивность, позволяют обеспечить обратную связь между педагогом и учеником. Для достижения максимального образовательного эффекта необходимо создать благоприятную атмосферу.

На сайте лицея представлен новый интерактивный механизм «Дистанционная школа развития», развивающий интеллектуальный потенциал и коммуникативные компетентности участников образовательного процесса.

Пространство «Дистанционной школы развития» ‑ это возможность совместной работы над проектами лицея всех участников образовательного процесса в удобное для них время. Одним из модулей «Дистанционной школы развития» является интерактивный «Дискуссионный клуб». Работа дискуссионного клуба проходит в двух форматах: дистанционном и очном.

Для проведения он-лайн заседания «Дискуссионного клуба» на сайте школы размещаются тема дискуссии, текст, подводящий к сформулированным вопросам для обсуждения. В течение 2-х недель все участники (ученики, учителя и родители) имеют возможность высказать свои мысли и рассуждения по заявленной теме, обменяться мнениями друг с другом, сравнить взгляды по тому или иному вопросу.

Вот лишь некоторые темы дискуссионного клуба: «Портрет идеального школьного учителя 21 века», «С любимыми не расставайтесь…», «Семейные ценности». По итогам заочного обсуждения становится ясно, кто какую точку зрения поддерживает. Это даёт возможность куратору «Дискуссионного клуба» в дальнейшим распределить участников по командам для участия в очном заседании.

Ещё одним интересным форматом общения в дистанционном режиме стали личные страницы классов - интерактивные портфолио классов, где они публикуют новости класса, отзывы о прошедших мероприятиях. У каждого класса есть фотография или визитная карточка, а также блок комментариев. Для реализации полноценных отзывов очень пригодилась возможность вставлять в комментарии фотографии и видеозаписи. Оставлять отзывы могут как ученики и их родители, так и учителя.

От совместной работы выигрывают все: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. А дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее и увереннее, в результате чего имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Еще одним способом организации взаимодействия учеников, учителей и родителей стал виртуальный музей «Истоки, прошлое, настоящее, будущее», разработанный на основе музейной выставки в рекреации второго этажа. Проект по его оформлению создавался как исследовательский – результатом поисковой работы стала мультимедийная презентация «На месте слободы смоленских ямщиков», размещенная на сайте лицея в рубрике «Страницы истории лицея», и исследовательская работа «Из истории лицея 329». В тоже время проект стал социальным – в результате оформлена выставка «От коммерческого училища до лицея 329». Виртуальный музей создавался с целью расширения музейного пространства и представления всех накопленных материалов методического и исследовательского характера. Основная цель виртуального музея – сохранение исторической памяти и культурного наследия родного отечества. Его средствами педагогический коллектив решает несколько задач, но основной из них мы считаем формирование ценностного отношения учащихся к истории малой родины, нашего города и всей страны в целом. Актуальными являются и другие задачи по развитию у учащихся чувства гражданской ответственности и культуры петербуржца. Немаловажным является совершенствование музейной культуры учащихся и повышение их познавательной активности через актуализацию знаний. Основная структура, выбранная при создании виртуального (цифрового) музея – это тематические виртуальные выставки. На главной странице музея по графическому изображению можно выбрать интересующую тему. Графическое изображение отображает главную линию содержания каждой страницы виртуального музея. Для цифрового музея Интернет – это всего лишь витрина, через которую музей показывает то, чем он богат. Если музей живет, то он постоянно обновляется, создает событийную онлайн-историю. В этом возможности виртуального музея безграничны. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что виртуальный музей – это практически новый институт, который взаимодействует с посетителями по-новому, предлагает музейную коллекцию оцифрованных исторических архивных документов, фотографий; фондохранилище с соответствующим учетом музейных материалов. На основе коллекций и концепции музея разрабатываются методические материалы, классные часы, виртуальные экскурсии, способствующие реализации образовательно-воспитательной функции музея, возникает интерактивное пространство для диалога. Материалы виртуального музея используются в учебной и внеурочной деятельности, являются основой для новых проектов, мастер-классов, интересных встреч и в то же время появляются новые «экспонаты» как результаты поисковой и исследовательской деятельности.

Очень часто знакомство с некоторой историей выливается в глубокое исследование и воплощается в проектной работе, которая разрабатывается индивидуально или в группе. К выполнению проектов часто присоединяются и родители учащихся. При реализации 

Одним из направлений проектной деятельности в лицее является издательская деятельность. С 2007 года в лицее издается газета «Перемены», содержание которой во многом изначально и сегодня определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не просто как информационное, хотя и эта задача очень важна, а, прежде всего, воспитывающее, объединяющее учеников, учителей и родителей. В газете существует Главная тема и постоянные рубрики, некоторые из них напрямую связаны с различными исследованиями по истории Невского района, Санкт-Петербурга, некоторые страницы посвящены семейным историям. Есть тематические выпуски, посвященные Дню полного освобождения Санкт-Петербурга от блокады и Дню Победы. Но наибольший интерес вызывает рубрика «Непростая тема», в которой обсуждаются наиболее значимые для подростков темы: «Учитель: друг или диктатор», «Агрессия как проявление свободы», «Почему подростки употребляют нецензурную лексику», «Что значит быть свободным в школе», «Домашнее задание», «Школьная форма», «Легко ли быть классным руководителем», «Конфликт поколений: мы и наши родители». Газета также является интерактивной, т.к. на сайте лицея можно не только познакомиться с ее выпусками, но и высказать свое мнение по любой статье. Немаловажной частью издательской деятельности лицея является ежегодный выпуск Лицейского календаря. В 2009‑2017 годах в лицее существовал фотокружок. Его участники в течение нескольких лет создавали шедевры фотографического искусства и составляли из своих снимков «Лицейский календарь». Проект собрал множество наград, в том числе и в крупном районном конкурсе «Диалог с компьютером». В проекте участвуют наши ученики, их родители, учителя и другие сотрудники. С 2020 года проект издания календаря расширил свои границы и стал интерактивным международным проектом – на его страницах появились рисунки учащихся лицея и гимназии № 2 г. Волковыска республики Беларусь. Продолжением направления издательской деятельности стал проект по разработке школьного дневника, но дневника не совсем обычного в понимании простого обывателя. На страницах дневника кратко представлена история лицея, рассказ о выдающихся выпускниках лицея, достижения его учеников и учителей. Подразумевалось, что дневник такого формата может стать настоящим подарком ученикам, имеющим высокие достижения в учебе и олимпиадном и конкурсном движении, а также может быть подарен первоклассникам.

К столетию Невского района, которое праздновалось в 2017 году была разработана интерактивная игра «Невская застава», посвященная достопримечательностям Невского района. В первую очередь игра разрабатывалась для уроков по истории Санкт-Петербурга в помощь учителям истории. Но часто используется и на классных часах. По материалам музея и истории лицея разрабатываются и творческие проекты. Мы можем с уверенностью сказать, что такие проекты становятся не просто творческими, а скорее интегрированными, т.к. перед выполнением творческого проекта учащиеся занимаются исследованием и подборкой материала для выполнения проекта, например: работа по выполнению батика по творчеству Ольги Берггольц для школьного музея и батика на тему «Школы блокадного Ленинграда». Учащимися было проведено исследование по выполнению батика с помощью подручных средств. В результате работы над проектами учащиеся посетили несколько школ Санкт-Петербурга, которые работали в блокадные годы, побывали в музее АППО и выполнили батик, который сейчас является одним из экспонатов музея образования Академии профессионального постдипломного образования.

Непростое время весной 2020 года привело актив музея лицея к проведению интерактивных акций, посвященных 75-летию Великой Победы. Одна из них – «Голос памяти», в рамках которой учащиеся записывали видеоролики с чтением стихов о Великой Отечественной войне и ролики с чтением стихов Ольги Берггольц. В акции приняли участие учащиеся с 1 по 11 класс, педагоги и родители. Акция «Журавлик Победы» - акция-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с праздником. Акция «Звезда в окне» также была посвящена 75-летию Великой Победы. К 100-летию со дня рождения Ольги Берггольц был проведен интерактивный конкурс фотоколлажей «Так хочется мир обнять», материалами для творческих работ стали материалы виртуального музея.

В 2020 году творческой группой педагогов лицея разработан проект «Истоки жизни – Невская застава», для реализации которого разработан адрес-календарь на несколько лет. Реализация проекта будет проводиться через организацию и расширение сетевого сотрудничества с учреждениями культуры Санкт-Петербурга, музеем «Невская застава», образовательными учреждениями в рамках регионального и международного сотрудничества. Основная цель проекта – разработка одного из направлений воспитательной системы школы на основе материалов виртуального музея. Уже проводится разработка классных часов по истории Невского района и лицея 329, планируется проведение конкурсов, фестивалей и конференций, выполнение проектов., например: «С чего начинается Родина?», «Мы рисуем свой мир». Впрочем, не будем раскрывать все секреты.

Ожидаемые результаты:

Воспитание – неотъемлемая составляющая школьного образовательного процесса. Современные компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать приоритетными инструментами для организации целостного образовательного процесса, включающего в себя, как процесс обучения, так и воспитания школьников, обеспечивающего:

  • достижение современных социально востребованных образовательных результатов;
  • расширение спектра направлений воспитательной работы и форм воспитательных мероприятий;
  • повышение привлекательности для школьников воспитательных мероприятий и их педагогической эффективности;
  • содействие адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
  • противодействие имеющимся деструктивным влияниям современного глобального информационного пространства.

Учащиеся лицея активно осваивают Культурное пространство Санкт-Петербурга, активно включаются в исследовательскую и проектную деятельность, проявляют инициативу и самостоятельность в выборе тем для исследования, в планировании работы над проектом и совершенствуют навыки групповой работы.

Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что денное направление деятельности педагогического коллектива в лицее способствует социализации подростков, является средством их творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно – исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Знакомство с героическим периодом в жизни страны и народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.

3. Технологии цифровой дидактики

Для реализации проекта педагогический коллектив применяет современные образовательные технологии, трансформируя их для работы в цифровой образовательной среде.

В условиях цифровизации, распространения телекоммуникационных и сетевых технологий и средств обучения, содержание предмета дидактики существенно расширяется. Это расширение происходит в следующих направлениях:

  • от обучения, ограниченного рамками классно-урочного процесса - к обучению в различных средах и пространствах, включая сетевое и виртуальное;
  • от учебного процесса образовательной организации - к обучению в образовательной сети и самообучению в образовательной среде;
  • от организации деятельности преподавания и учения к организации процессов проектирования, формирования и освоения образовательных маршрутов; от преподавания как ведущей деятельности педагога к многообразию педагогических функций педагога в цифровом образовательном процессе.

Основными средствами цифровой дидактики образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются персонализованный образовательный процесс; цифровые педагогические технологии и метацифровые образовательные комплексы.

В цифровом образовательном процессе образования и обучения могут использоваться три различных группы технологий:

  • во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
  • во-вторых, педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
  • в-третьих, производственные технологии (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых компетенций, знаний, умений и навыков.

Общий принцип отбора педагогических технологий для цифрового профессионального образования и обучения состоит в том, что необходимо отбирать такие технологические решения, которые содержат в себе условия и алгоритмы формирования универсальных и профессиональных компетенций, востребованных цифровой экономикой.

Базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса образования и обучения:

  • технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;
  • технология «смешанного обучения» (blended learning), в том числе «перевёрнутое обучение» (flipped learning);
  • технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.

4. Компетенции педагога, необходимые для реализации принципов цифровой дидактики

Ведущими функциями педагога в условиях цифровизации становятся:

  • проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями;
  • проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;
  • организация индивидуальной и групповой (в т. ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде;
  • проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой;
  • организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;
  • формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;
  • управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе, при работе с группой, с использованием инструментов фасилитации, а также в качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала»;
  • интеграция различных жизненных пространств цифрового поколения - виртуального и реального, сопровождение развития обучающегося в реальном социальном и профессиональном мире;
  • постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т. п.).

В то же время, в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие традиционные функции педагога: «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролёра, порицающего и «карающего» за невыполнение требований и т.д.

Современный образовательный процесс немыслим без технологической основы. Он должен быть спроектирован, просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.

Между тем, технологичность образовательного процесса в современных условиях немыслима без информационно-коммуникационных технологий.

5. Средства цифровой дидактики

Основной технологией, используемой педагогическим коллективом при реализации проекта «Цифровая школа: территория возможностей» является технология организации проектной деятельности обучающихся - это технология обучения, основанная на реализации различных типов проектов (учебных, социальных, производственных и бизнес-проектов; индивидуальных и групповых; межпредметных, метапредметных и надпредметных и т.д.).

Данная технология основана на постановке социально значимой цели и её практическом достижении и может быть использована в работе практически с любым содержанием. При этом любой, даже наиболее простой учебный проект носит интегрированный характер.

Образовательная значимость «метода проектов» состоит в том, что логика деятельности обучающихся, работающих над проектом, полностью или частично соответствует логике современного производственного процесса, всё чаще приобретающего характер проекта, с соответствующими этапами (проблема / потребность – идея – проектирование – реализация / презентация / защита продукта – управление продуктом).

Выполняя проекты, обучающиеся приобретают опыт, на основе которого формируется комплекс универсальных («проектных») компетенций, востребованных цифровой экономикой. Оценка хода и результатов выполненного проекта позволяет наиболее полно и объективно оценить степень сформированности у обучающихся универсальных компетенций, задействованных в проектной деятельности.

Особое внимание уделяется групповым (командным) проектам, которые реализуются в различных формах. Например:

  • проведение комплекса разных проектов в одном воркшопе, что обеспечивает взаимодействие и взаимообучение проектных групп (синергетический эффект);
  • организация выполнения проектов в рамках тех или иных открытых сетевых сообществ, а также включение обучающихся в уже сложившиеся сообщества, работающие над определенными проектами, которые реализуются в рамках межрегионального и международного сотрудничества;
  • реализация проектов «на свободную тему» (поиск идеи, социально значимой проблемы и заказчика осуществляет сама проектная группа);
  • привлечение к работе проектной группы одного или нескольких менторов – лиц, имеющих опыт работы над аналогичными проектами (в том числе выпускников и родителей обучающихся).

Телекоммуникационный проект – особый тип проекта, выполняемый пространственно распределённой командой с использованием телекоммуникационных технологий.

Учебный телекоммуникационный проект имитирует современный формат производственной деятельности и способствует развитию универсальных компетенций, связанных с работой в распределённой команде (планирование, координация, коммуникация, взаимодействие, эффективное использование цифровых средств организации коммуникации и совместной деятельности и т.д.).

Интерактивный проект - проект, требующий создания нестандартного контента для разных платформ, с помощью которых пользователи получают возможность взаимодействовать с этим контентом с разным уровнем погружения. Интерактивные проекты реализуются с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Под использованием «новых информационных технологий» в школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Включение ИКТ в учебный и внеурочный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Использование ИКТ в школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Осуществляться компьютерные технологии могут в следующих вариантах:

  • Проникающая технология;
  • Основная технология
  •  Монотехнология.

Применение ИКТ приводит к интенсификации процесса обучения и воспитания, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания. Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний. При условии систематического использования информационных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

  • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
  • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
  • формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
  • стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.