Школьные проекты

Одной из главных задач современной школы является формирование активной жизненной позиции и самореализации личности. Мы считаем, что эту задачу можно решить за счет социального проектирования.
В лицее реализуется ряд социальных творческих проектов школьников на постоянной основе:


Издательская деятельность в школе

координаторы проекта
Жилякова Ирина Вячеславовна, заместитель директора по ВР
Привезенцева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы

Школьная пресса существует очень давно. Когда-то все начиналось с выпуска стенгазет к праздникам и памятным событиям, поздравительных листовок или информационных бюллетеней о проведенных мероприятиях. Выпускали стенгазеты группы школьников и целые классы, а то и вся школа. Они были рукописными или напечатанными на пишущей машинке. Сегодня новые возможности для школьной прессы открыли компьютерные технологии. А сама школьная журналистика стала условием развития социально-значимых инициатив школьников, важным инструментом формирования активной жизненной позиции. Работа в газете выявляет новые возможности социализации личности ученика, она формирует общественное мнение. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Мир школьной прессы – очень значимая часть жизни учебного заведения. Именно поэтому большинство образовательных учреждений включают издательскую деятельность в образовательный процесс.

В 2003 году в лицее началась реализация проекта «Издательская деятельность в школе», который:

  • раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, позволяет решать значимые личностные проблемы,
  • формирует опыт общения и коллективного творческого сотрудничества,
  • способствует активизации общественной жизни учащихся, повышению общественной значимости детского творчества,
  • позволяет учащимся получать навыки журналистской деятельности, способствует становлению элементов профессиональной компетентности на основе издательской деятельности с использованием новых информационных технологий.

В нашем образовательном учреждении и до начала реализации проекта существовала традиция выпуска стенгазет, которые выходили в разные годы то системно, то периодически. В 2003 году, после создания в лицее детско-юношеского экономического объединения, издательская деятельность вступила в новый этап – возникло общешкольное периодическое издание, создаваемое с использованием информационных технологий. На заседании Школьного информационного центра старшеклассники выступили с инициативой издавать журнал. Вскоре у журнала появилось название – «Перемены» – и логотип. Перемены – это не столько долгожданное время в школе, которое следует за уроком, сколько те события в жизни, о которых так точно спел в свое время Виктор Цой: «Перемен! – требуют наши сердца. Перемен! – требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен: «Перемен! Мы ждем перемен!». Журнал выходил раз в два месяца, быстро приобрел постоянный круг читателей, а в районном конкурсе «Диалог с компьютером» получил диплом I степени в номинации «Настольно-издательская деятельность». Но журнал, издаваемый раз в два месяца, не был мобильным изданием, которое чутко реагировало бы на события и проблемы школьной жизни. И тогда журналисты Школьного информационного центра предложили изменить формат издания. Так, в нашем лицее с 1 февраля 2007 года стала издаваться ежемесячная общешкольная информационная газета «Перемены», сложился и творческий коллектив – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Грубская А.В., учитель русского языка и литературы, педагог-организатор Шилкина О.А. и группа старшеклассников лицея.

Сегодня проект «Издательская деятельность в школе» – один из ключевых проектов, реализуемых в лицее. Содержание газеты во многом определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не просто как информационное, хотя и эта задача очень важна, а, прежде всего, воспитывающее, объединяющее учеников, учителей и родителей. Все они являются активными участниками процесса создания газеты. Каждый год в проект приходят все новые ученики и учителя, родители, остаются в проекте и наши выпускники. Мы считаем, что газета должна быть актуальной и отражать события лицея, а не пересказывать интернетовские «продукты» или перепечатывать информацию из других газет и журналов.

В газете существуют постоянные рубрики: «Школьный календарь», «Школьные новости», «Рок-подвал», «Проба пера», «Литературное отступление», «Путевые заметки», «Интервью», «Питерские тусовки» и так далее. В каждом номере есть Главная тема. А наибольший интерес вызывает рубрика «Непростая тема», в которой обсуждаются наиболее значимые для подростков темы: «Учитель: друг или диктатор», «Агрессия как проявление свободы», «Почему подростки употребляют нецензурную лексику», «Что значит быть свободным в школе», «Домашнее задание», «Легко ли быть классным руководителем», «Конфликт поколений: мы и наши родители».
Газета выходит ежемесячно, постоянно увеличивается ее тираж. Наши журналисты принимают участие в различных конференциях, семинарах и конкурсах.

Немаловажной частью издательской деятельности лицея является ежегодный выпуск Лицейского календаря. В лицее существует фотокружок под руководством Васильченко Е.Л., участники которого постоянно создают новые шедевры фотографического искусства. Из таких снимков и состоит Лицейский календарь. Каждый год выбирается 11 лучших фотографий, каждая из которые представляет один из месяцев. По традиции, на двенадтцатой, новогодней, фотографии представлен сам фотокружок. Лицейский календарь ежегодно выигрывает множество наград, в том числе и в крупном городском конкурсе "Диалог с компьютером".


Библиотечные чтения

координаторы проекта
Самойлова Елена Васильевна, заведующая библиотекой
Прохонова Марина Ильинична, педагог дополнительного образования

Книжная культура – основа современной культуры, ее
сохранение и развитие – важная миссия человечества

Проект «Библиотечные чтения» реализуется в рамках подпроекта Программы развития образовательного учреждения «Совершенствование воспитательной работы в лицее» в ГБОУ лицей №329. Одной из задач проекта является реализация Программы развития и поддержки чтения «Чтение».

Основными целями данного проекта являются:

  • разработка методического обеспечения реализации программы, координация деятельности школы, семьи, общественности в формировании устойчивого интереса школьников к чтению;
  • создание условий для повышения читательской активности и компетентности, способствующие сохранению и поддержанию городской культуры и культурного наследия;
  • повышение роли школьной библиотеки как центра методической работы учителя и поисковой работы ученика.

В рамках проекта разрабатываются и проводятся мероприятия, которые способствуют максимальному вовлечению школьников в процесс чтения, формируют и поддерживают интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе. Проект «Библиотечные чтения» ориентирован на учащихся 1-9 классов. Он реализуется через систему мероприятий, проводимых на базе школьной библиотеки, включающих:

  • организацию постоянно действующей выставки «Этнокалендарь Санкт-Петербурга»;
  • проведение тематических выставок, стендовых презентаций, посвященных памятным событиям и датам культурной жизни народов, проживающих в Санкт-Петербурге и России;
  • организацию и проведение мероприятий для учащихся 1-9 классов по плану воспитательной работы ГБОУ лицей №329 (классные часы, беседы, мастер-классы, викторины, игры, презентации книг, литературные гостиные, дискуссии);
  • мониторинг процесса формирования толерантной личности в школе через систему работы в школьной библиотеке.

Мероприятия в рамках проекта «Библиотечные чтения» проводятся в школьной библиотеке. При этом задачей классного руководителя является согласование дня и времени проведения «Библиотечных чтений», содержания мероприятия, организация присутствия класса на мероприятии.

Основные мероприятия:

  • Работа с ежегодным информационно-справочным изданием «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (выставки книг и плакатов в библиотеке)
  • Проведение презентаций книг
  • Игровое мероприятие «В гостях у сказки» (3 классы)
  • Читательская конференция по книгам о блокаде Ленинграда «А музы не молчали» (4 классы)
  • Викторина «Международный день детской книги» (5 классы)
  • Читательская конференция «Книги о войне» ко Дню защитника Отечества (6 классы)
  • Литературная гостиная «Всемирный день поэзии» (7 классы)
  • Читательская конференция ко Дню Победы «Книги о войне» (8 классы)
  • Участие в городском конкурсе детских сочинений к Всемирному дню культуры 15 апреля
  • Участие в конкурсе «Страна Читалия» для учащихся 1-4 классов
  • Участие в мероприятиях ко Дню славянской письменности и культуры

Спорт для всех

координатор проекта
Соколова Алла Борисовна, учитель физической культуры

Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения. В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества.

Здоровый образ жизни – поведение, способствующее сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье на 50% зависит от социальных факторов. Таким образом, здоровый образ жизни – это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от уровня развития общества. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

Одним из направлений этой деятельности является реализация проекта «Спорт для всех» (система мероприятий, направленных на организацию работы по популяризации физической культуры и спорта среди школьников). Проект реализуется в рамках программы по формированию здорового образа жизни «Мой выбор – здоровье».

Основными целями проекта являются:

  • содействие повышению уровня физической культуры учащихся, улучшению их здоровья и физического состояния;
  • оказание позитивного влияния на снижение возможных рисков в обучении и воспитании учащихся;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • привлечение к занятию различными видами спорта;
  • организация досуга, отвлечение молодежи от дурного влияния.
>

Основные мероприятия:

  • Организация спортивных кружков для внеклассной физкультурно-оздоровительной работы «ОФП (подвижные игры)» для 5 классов, «Спортивные игры (футбол)» для 6-7 классов, «ОФП (волейбол)» для 10-11 классов
  • Работа со специальными группами по физической культуре
  • Цикл бесед по здоровому образу жизни
  • Организация и проведение спортивных мероприятий для учащихся 1-11 классов: «Веселые старты» для начальной школы, спортивная викторина для 5 классов, День бегуна, туристический слет, спортивные турниры по настольному теннису среди 5-8 классов, соревнования по армрестлингу для 10-11 классов, зимние эстафеты на санках, лыжах, коньках для 5-6 классов, лыжный пробег в Лемболово ко Дню полного снятия блокады Ленинграда
  • Участие в командных спортивных соревнованиях «Веселые старты» по программе Спартакиады Санкт-Петербурга среди общеобразовательных школ Невского района
  • Участие в районных и городских спортивных мероприятиях и играх, в том числе «Защитники Невской заставы», «Зарница», Всероссийский День бега «Кросс Наций», Всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию «Российский Азимут»
  • Проведение Осеннего Дня здоровья: туристические походы классов или параллелей, выезды на турбазы, проведение там активных спортивных игр с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников
  • Организация выставки «Спортивные достижения нашего класса»
  • Проведение спортивных игр, посвященных Всемирному Дню здоровья 7 апреля
  • Проведение спортивной игры «Папа, мама, я – спортивная семья»

Учебные фирмы

координаторы проекта
Рязанова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР
Цивина Евгения Семеновна, учитель экономики

В 1998 году лицей № 329 включился в международный проект «Тренинговая фирма» (Австрия – Нидерланды – Россия). Основными зарубежными партнерами России были организации международного сотрудничества Министерства образования, науки и культуры Австрии – Культур-Контакт и Нидерландов – Голландский национальный институт по разработке учебных программ, бюро КРОСС. Организация Культур-Контакт осуществляет совместные проекты в сфере образования, культуры и информации со странами Центральной и Восточной Европы. Бюро КРОСС основано голландским Министерством образования и науки для выполнения совместных российско-голландских проектов в сфере среднего и высшего образования. С российской стороны участниками проекта стали 10 образовательных учреждений Санкт-Петербурга – 6 учреждений среднего и начального профессионального образования и 4 учреждения общего образования.

Проект координировал Комитет по образованию Санкт-Петербурга совместно с Центром довузовского экономического образования Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов. Главными задачами проекта являлись: 1) организация учебных фирм как моделей, воспроизводящих процессы рыночной экономики на базе образовательных учреждений; 2) подготовка руководителей и преподавателей образовательных учреждений к использованию новой технологии в обучении; 3) создание сети учебных фирм и Центрального офиса для ее координации.

Сейчас в лицее № 329 существует 4 учебные фирмы. Учебная фирма – это модель предприятия, которая отражает деятельность существующих реальных компаний избранной отрасли. Она является дидактической концепцией; в учебной фирме реальная ситуация (деятельность реальной фирмы) имитируется с образовательными целями. Активно используются компьютеры и офисная техника, заполняются необходимые документы, ведется поиск информации о ценах реального рынка, поддерживается деловой этикет. Рабочие места реальной фирмы соответствуют учебным местам в учебной фирме с целью преодоления разрыва между профессиональным образованием и рынком труда. Виртуальными для учебной фирмы являются только деньги и товары, движение которых отражено в необходимом документообороте. Отдельная учебная фирма входит в сеть учебных фирм, управляемых Центральным офисом. В этом проекте участвуют учащиеся 10 классов. Учебная фирма – это деловая игра, а игра – это основная деятельность детей. Шесть лет работы проекта доказали, что эта эффективная педагогическая технология помогает профессиональному самоопределению учащихся.

Учебные фирмы лицея № 329 принимают участие в региональных и международных ярмарках Учебных фирм, которые проходили в городе Зальцбурге (Австрия), в городе Зелена Гура (Польша), в Праге (Чехия).

2003-2004 учебный год:

  • участие в ярмарке Учебных фирм, проходившей на базе лицея № 329 23 декабря 2003 года
  • участие в выставке Учебных фирм, проходившей 22-23 февраля 2004 года в городе Тихвин
  • участие в региональной встрече Учебных фирм, проходившей 17-18 апреля 2004 года в пансионате «Дюны». Учащийся 10 «а» класса Крючков Лев (учебная фирма «Папирус») получил диплом суперменеджера I степени. Также он был награжден дипломом в номинации «Коммуникативные навыки». Учащаяся 10 «а» класса Евстигнеева Лидия (учебная фирма «Песочница») получила диплом супермаркетолога III степени.
  • участие в Х Торговой ярмарке Учебных фирм, проходившей 23-25 марта 2004 года в городе Прага (Чешская республика)

2004-2005 учебный год:

  • проведение ярмарки Учебных фирм в рамках городского семинара «Презентация учебных фирм», проходившего в лицее 16 декабря 2004 года
  • участие в ярмарке Учебных фирм «Рождественский подарок красив, полезен, ярок», проходившей в СПб ГУЭФ 17 декабря 2004 года. Учебная фирма «Чайфан» получила Диплом I степени в номинации «Лучшее приглашение». Учебная фирма «Чайфан» получила Диплом II степени в номинации «Лучший слоган». Учебные фирмы «Пик Пласт» и «Олимпик» получили Дипломы III степени в номинации «Лучшее приглашение».
  • участие во II региональной ярмарке Учебных фирм, проходившей 23-25 февраля 2005 года в Тихвине. Учебная фирма «Плэй» получила Диплом I степени в номинации «Электронная презентация». Учебная фирма «Олимпик» получила Диплом II степени в номинации «Электронная презентация».
  • участие в Международной Торговой ярмарке Учебных фирм, проходившей 9-13 марта 2005 года в городе Фрайштадт (Австрия).
  • участие в ХI Международной Торговой ярмарке Учебных фирм, проходившей 21-23 марта 2005 года в Праге (Чехия)..
  • участие в ярмарке-конкурсе профессий сети Учебных фирм, проводимом СПб ГУЭФ 14-15 мая 2005 года в пансионате «Дюны». Диплом I степени в номинации «Супербухгалтер» получила Трамберг Ксения. Диплом I степени в номинации «Суперменеджер» получила Краева Ольга. Диплом I степени в номинации «Супермаркетолог» получил Спиридонов Константин. Диплом I степени в номинации «Суперпродавец» получил Спиридонов Константин. Диплом II степени в номинации «Суперфирма» получила учебная фирма «Песочница». Диплом II степени в номинации «Суперпокупатель» получила Золотухина Марина. Диплом III степени в номинации «Суперфирма» получила учебная фирма «Пик Пласт». Диплом III степени в номинации «Суперсекретарь» получила Льонченко Анастасия. Диплом III степени в номинации «Суперпродавец» получила Джимова Бэлла. Диплом III степени в номинации «Суперпокупатель» получил Аплеев Даниил.

2005-2006 учебный год:

  • Участие в новогодней ярмарке учебных фирм, которая проходила 15 декабря 2006 года в СПб УЭиФ. Учебная фирма "Пушистик" была награждена дипломом "Корпоративный праздник Новый год, лишь вместе можно двигаться вперед" и дипломом III степени в номинации "Работа у стенда".
  • Участие в Международной торговой ярмарке учебных фирм, которая проходила в марте 2007 года в городе Зальцбург (Австрия).
  • Участие в ярмарке профессий сети Учебных фирм, проводимой СПб ГУЭФ

2007-2008 учебный год:

  • Участие в новогодней ярмарке учебных фирм, которая проходила 14 декабря 2007 года в Культурно-выставочном центре "Евразия". Учебная фирма "Банный лист" получила сертификат в номинации "Развитие лучших традиций" и награждена дипломом I степени в номинации "Лучшая фирма".
  • Участие в Международной торговой ярмарке учебных фирм, которая проходила в марте 2008 года в городе Роттердам (Нидерланды).
  • Участие в ярмарке профессий сети Учебных фирм, проводимой СПб ГУЭФ. Дипломом II степени в номинации "Лучший рекламный ролик" награждена учебная фирма "Image Mix", дипломом в номинации "Лучший секретарь" – ученица 10-а класса Кудрина Ксения. Сертификат в номинации "За лучшую притчу о воде и хлебе" получила ученица 10-а класса Кудрина Ксения. Сертификат в номинации "За профессионализм в работе" – ученик 10-а класса Хотько Даниил. Сертификат "Лучший директор" – ученик 10-а класса Хотько Даниил. Сертификат "Лучший менеджер по продажам" – ученица 10-б класса Корытко Полина. Сертификат "Лучший маркетолог" – ученица 10-б класса Бируля Александра

2008-2009 учебный год:

  • Участие в новогодней ярмарке учебных фирм «Под Новый год порадуем друг друга ко времени оказанной услугой», которая проходила 11 декабря 2008 года в Рекламно-выставочном центре "Стачек 47". Учебная фирма "StopShop" (10-б класс, директор Газин Иван) награждена в номинации "На пике событий" как самая креативная команда. Также ребята этой учебной фирмы отмечены дипломом в номинации "Приз зрительских симпатий".
  • Участие в Международной торговой ярмарке учебных фирм, которая проходила в марте 2009 года в городе Зальцбург (Австрия).
  • Участие в Городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной экономики», состоявшейся 15 апреля 2009 года в Международном банковском институте. Вторая часть конференции представляла собой работу трех секций, где учащиеся разных школ Санкт-Петербурга участвовали в викторине «Страноведение», представляли свои проекты в области экономики и информационных технологий. Команда 10-б класса участвовала в работе секции «Актуальные проблемы современной экономики», представив проект «Учебная технология. Учебная фирма», и получила диплом I степени.
  • Участие в Ярмарке профессий—2009 Учебных фирм, проводимой СПб ГУЭФ 5-6 мая 2009 в поселке Лисий Нос. Дипломом II степени в номинации «Лучший электронный каталог» была награждена учебная фирма «RepaCom» (10-б класс). Также учебная фирма «RepaCom» награждена дипломом в номинации «Лучший участник бизнес—конференции» в секции «Техника на грани кризиса». Афанасьева Анна и Васильева Александра (10-б класс) награждены сертификатами I степени в номинации «Вкус к творчеству», подтвердив квалификацию лучший маркетолог.
  • Грамотами за активную, творческую работу в проекте по итогам 2008-2009 учебного года награждены учащиеся 10-а класса: Любаева Эльмира, Тяпкин Кирилл, Куцаев Глеб, Корнева Мария, Пашкова Полина, Любимцев Роман, и учащиеся 10-б класса: Овакимян Сурен, Афанасьева Анна, Анисимов Николай, Герасименко Мария, Гордеева Светлана, Васильева Александра, Силимович Валерия, Газин Иван, Храбский Евгений.

2009-2010 учебный год:

  • Участие в новогодней ярмарке учебных фирм в рамках Международного Молодежного форума "Молодежная волна" 2009 "Ждет инноваций Петербург, и значит, у молодежи новые задачи", которая проходила с 4 декабря 2009 по 6 декабря 2009 года в выставочном центре Ленэкспо. Учебная фирма "SeZonitto" (10-б класс, директор Малько Маргарита) заняла III место в номинации `Лучший стенд`. Также ребята учебной фирмы "О'нега" (10-а класс, директор Манухин Георгий) получили диплом I степени в номинации `Инновационный товар`.
  • Участие в Международной торговой ярмарке учебных фирм, которая проходила в марте 2010 года в городе Барселона (Испания).

2010-2011 учебный год:

  • Участие в новогодней ямарке учебных фирм в рамках Международного Молодежного форума "Молодежная волна" 2010 "Самореализация - не просто слово, а высший уровень пирамиды Маслоу ", которая проходила с 26 ноября 2010 по 28 ноября 2010 года в выставочном центре ЛенЭкспо.
  • Участие в Международной торговой ярмарке учебных фирм, которая проходила в марте 2011 года в городе Прага (Чехия).

2011–2012 учебный год:

  • Участие в новогодней ярмарке учебных фирм в рамках Международного Молодежного форума «Молодежная волна — 2011» «С планеты детства все стартуют ввысь, чем больше знаний, тем успешней жизнь», которая проходила в декабре 2011 года в выставочном комплексе Ленэкспо. По итогам работы учебная фирма «СОС» награждена дипломом II степени за лучший сценарий социальной рекламы, учебная фирма «Яркая точка» награждена диплом II степени в номинации «Активный поиск партнера по бизнесу».
  • Участие в Международной торговой ярмарке учебных фирм, которая проходила в марте 2012 года в городе Прага (Чехия).

2012–2013 учебный год:

  • Участие в новогодней ярмарке учебных фирм в рамках Международного Молодежного форума «Молодежная волна — 2012», которая проходила 8 и 9 декабря 2012 года в выставочном комплексе «Ленэкспо». По итогам работы учебная фирма «Музыка времени» награждена дипломом II степени в номинациях «Самый популярный товар» и «Наибольшее количество обслуженных гостей и участников ярмарки».

2014-2015 учебный год:

  • Участие в Международной ярмарке учебных фирм, которая проходила с 7 по 14 декабря 2014 года в городе Оломоуц (Чехия). По итогам работы представитель УФ «Упс Травел» Купин Дмитрий занял II место в номинации «Лучший менеджер»
  • Участие в Ярмарке учебных фирм сети «Делая, познаю!» в рамках XIV международной выставки «Планета детства». По итогам работы учебная фирма «Упс Травел» награждена дипломом II степени в номинации «Обслуживание покупателей», дипломом II степени в номинации «Лучший рекламный ролик», дипломом победителя в номинации «Приз директорских симпатий»